Холодильные масла

 

Масла для холодильных компрессоров

Масла, применяемые в холодильных и климатических установках, вместе с хладагентом составляют неотъемлемую часть системы и обеспечивают длительную работу компрессора. Холодильные масла служат для смазки трущихся деталей компрессора с целью уменьшения силы трения и снижения износа сопрягаемых деталей. Кроме того, смазка способствует отводу части теплоты, эквивалентной работе сил трения, удалению мелких частиц - продуктов изнашивания сопрягаемых пар и повышению герметичности. Необходимым условием для нормальной работы холодильной системы является совместимость масла и хладагента, т.е. их смешиваемость (взаимная растворимость). Применение хладагентов нескольких классов (ХФУ, ГФХУ, ГФУ) предполагает использование в холодильной технике различных типов холодильных масел.

Минеральные холодильные масла

Широкое применение хладагентов R-12 и R-22 обуславливает большую потребность в относительно недорогих минеральных маслах. Это высококачественные глубокоочищенные масла нафтеновой основы, не содержащие присадок. Специальный подбор базовых масел и передовые технологии очистки позволяют получить целый ряд минеральных масел, идеально подходящих для эффективной смазки холодильных компрессоров.

Одними из самых распространенных в настоящее время являются следующие масла:

Shell Clavus G, Mobil Gargoyl Arctic, Lunaria FR, Suniso GS, применение которых в холодильных системах получило одобрение ведущих производителей компрессоров.

Полусинтетические холодильные масла

Полусинтетические масла представляют собой тщательно подобранную смесь синтетических углеводородов и минеральных масел без присадок. Они созданы специально для холодильных компрессоров, в которых обычные минеральные масла не могут успешно применяться. Особенно рекомендуются для применения в системах, работающих на хладагентах R-13, R-22, R-502 при низких температурах испарения, и в которых невозможно применение сепаратора масла. Широко используются практически во всех типах бытовых и промышленных холодильных систем с галогеносодержащими хладагентами и аммиаком.

Достойными представителями полусинтетических масел являются Virginia AB и Shell Clavus SD 22-12, полный аналог Bitzer B5.2

Синтетические холодильные масла

Появление озонобезопасных ГФУ-хладагентов (R23, R134a, R404a, R407c, R410a, R507) привело к разработке новых синтетических масел, совместимых с этими хладагентами.

Синтетические масла производятся, в основном, на базе синтетических полиэфиров и сочетают в себе одновременно свойства хорошего масла, низкую степень гигроскопичности (способность абсорбировать воду), хорошую термическую стабильность, а также хорошие электроизоляционные свойства, антикоррозионные свойства по отношению к цветным металлам, совместимость с полимерами, лаками и красками, высокое сопротивление гидролизу. Отсутствие образования нерастворимого осадка гарантирует поддержание внутренних поверхностей в состоянии чистоты, что обеспечивает длительный срок эксплуатации холодильного оборудования.

Масла с вязкостью по ИСО 22, 32, 46 и 68 применяются для поршневых компрессоров. Масла с низкой вязкостью имеют хорошую смешиваемость с хладагентом и обеспечивают хороший возврат масла в компрессор, особенно в системах с сухими испарителями. Масло не снижает эффективности испарителя.

Масла с вязкостью по ИСО 46, 68, 100, 150, 220 применяются для роторных (центробежных или винтовых) компрессоров. У масел с высокой вязкостью низкая растворимость в хладагенте, что снижает унос масла и улучшает смазывание компрессора. Масла с вязкостью по ИСО 68 также используются для сверхнизких температур, например при проведении ретрофита на R-23 при -50оС и ниже.

Наиболее широко распространенные и применяемые масла: Emkarate RL, Planetelf ACD, Reniso Triton SEZ, Mobil Eal Arctic